д. Островля, 231300, Лидский район, Гродненская область

Приемное отделение: тел.: 8(0154) 607434
+375 44 7722283

Платные медицинские услуги, запись на консультации
(в рабочие дни с 8.10 до 15.00): тел.: 8(0154) 607413

Лабораторные исследования: тел.: 8(0154) 610631

Рентген: тел.: 8(0154) 607425

Госпитализация в стационар, Алкогольная детоксикация, индивидульный уход: тел.: 8(0154) 607434

Тел.: (80154) 607434
Факс: (80154) 607437
Бухгалтерия: 8(0154) 608693, 607435
E-mail: priemnaya@opnb.by

rubelt

Достучаться до мозга

Прорывными назвал журнал Nature Neuroscience исследования, проведенные учеными Калифорнийского университета в Сан-Франциско. В экспериментах на мышах, у которых искусственно вызывали эпилепсию, американцы использовали стволовые клетки и добились того, что половина подопытных животных избавилась от судорог, а у остальных частота их радикально снизилась.

Есть и отечественный опыт лечения эпилепсии, причем клинический. В рамках ГНТП «Новые технологии диагностики и лечения» (подпрограмма «Трансплантология и регенеративная медицина») в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий и РНПЦ психического здоровья разработаны методики получения и выращивания in vitro аутологичных мезенхимальных стволовых клеток (МСК) костного мозга, дифференцированных в нейрогенном направлении, создана новая технология лечения симптоматической эпилепсии. С 2011 по 2014 год экспериментальный курс в 3-м отделении РНПЦ психического здоровья прошли 20 пациентов. Белорусский метод запатентован, Минздравом утверждена инструкция по его применению.

— Традиционные способы противоэпилептической лекарственной терапии не всегда действенны, даже если правильно подобраны, — поясняет один из авторов работы, заведующий 3-м отделением РНПЦ психического здоровья кандидат мед. наук Федор Хлебоказов. — По данным разных авторов, медикаментозная ремиссия у пациентов с эпилепсией составляет 30–60%. Не обладая избирательностью, химические препараты влияют и на другие области головного мозга, что порой ведет к нарушениям психики. В некоторых случаях побочные эффекты такого лечения считают даже более нежелательными, чем разрушительное действие самой болезни. Поэтому в комплексном устранении фармакорезистентной симптоматической эпилепсии, при которой головной мозг поврежден вследствие дегенеративных заболеваний, а также кровоизлияния, травмы или нейроинфекции, мы применили и немедикаментозные методы. Предложили терапию аутологичными МСК костного мозга. При поступлении в поврежденные отделы головного мозга они дифференцируются в специализированные клетки, замещают погибшие и восстанавливают функции органов.

Новый отечественный опыт применения технологий регенеративной медицины признан успешным. Лучший результат получен у пациентов с генерализованными судорожными приступами: полное прекращение припадков отмечалось у 3 (в течение 5–17 месяцев), существенное уменьшение частоты (более 50%) — у 12. Из 7 пациентов со сложными парциальными (психомоторными) приступами полностью исчезли припадки у 2, значительно уменьшились или трансформировались в более легкие формы у 5. Из 20 пациентов контрольной группы нестойкий клинический эффект наблюдался у 5 человек, причем он отмечался в течение 1–6 месяцев, но через год частота приступов возвращалась на прежний уровень.

Здесь надо заметить, что в РНПЦ психического здоровья легких случаев не бывает. Все пациенты, согласившиеся на экспериментальное лечение, страдали фармакорезистентными формами симптоматической эпилепсии, не поддающейся самой действенной на сегодня противосудорожной терапии, и регулярно попадали в клинику.

Один из гипотетических рисков использования МСК — вероятность развития онкологических заболеваний. Этот вопрос остается актуальным, определяющим будущее регенеративной медицины.

Белорусские ученые-медики начали с клиники, поскольку опыт применения аутологичных МСК позволил определить границу безопасности. Исследования показали: если заставить такие клетки поделиться 256 раз, то у всех без исключения мышей-реципиентов появлялись опухоли, а когда количество делений не превышало 95, онкологии не наблюдалось. Стало быть, высокий онкогенный риск связан только с длительным культивированием МСК, а в клинической практике в этом нет необходимости: биологический материал у пациента всегда можно взять в достаточном количестве.

Выбирая способ введения культуры МСК, ученые остановились на двухэтапной технологии. Часть вводили внутривенно, чтобы оказать общеукрепляющее воздействие, а оставшиеся клетки через неделю, после того, как у них появлялись признаки, характерные для нейронов, трансплантировались эндолюмбально — в спинномозговой канал. От варианта введения клеток непосредственно в эпилептический очаг сразу же отказались из-за высокой сложности и рискованности такой технологии. По спинномозговому каналу клетки все равно попадали в головной мозг и сосредоточивались там, где существовала проблема.

Конечно, ученым хотелось бы получить подтверждение и своими глазами увидеть, что стволовые клетки действуют строго избирательно. Но в отношении человека использовать для удовлетворения любопытства меченые атомы или другие потенциально опасные средства визуализации неразумно. Доказательством того, что трансплантированные клетки оказались именно в эпилептическом очаге, стали результаты лечения и отсутствие побочных воздействий, говорящих об изменении функций других участков головного мозга.

Успеху эксперимента содействовала и удобная «география». РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, где наращивался материал для трансплантации, находится в 5 минутах ходьбы от места проведения операций. Поэтому стволовые клетки, срок годности которых не более 3 часов, вводили пациентам в первый час после того, как завершалось наращивание.

— В наших планах — развитие начатой темы, — говорит заместитель директора по научной работе РНПЦ психического здоровья доктор мед. наук Татьяна Докукина. — Предполагается, что речь пойдет о более продолжительном опыте, состоящем из 2–3 курсов введения аутологичных МСК, долговременного мониторинга за состоянием тех, кто получил клеточную терапию. Мы к этому готовы. Пациенты, прослышавшие о новом методе лечения аутологичными МСК, а тем более те, кто входил в первую экспериментальную группу, согласны на лечение стволовыми клетками. Дело лишь за финансированием этого актуального и социального значимого проекта.

Внедрение метода в клиническую практику позволит снизить медикаментозную нагрузку на пациентов, исключит неблагоприятные лекарственные взаимодействия, сведет к минимуму риск развития психических расстройств. Все это улучшит качество жизни страдающих эпилепсией, повысит их статус и профессиональные возможности, предупредит хроническое развитие заболевания и снизит риск инвалидизации



Источник: www.medvestnik.by